ДООП «ПЕШЕХОДНЫЙ ТУРИЗМ»
Перейти к записи на программу ▼
Туристcко-краеведческая
11-15 лет
Рекомендуемый возраст с 11 до 15 лет
Без ОВЗ
Программа не адаптирована для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья
1

модуль
Модулей в программе - 1
Программа входит в реестр сертифицированных программ
Несмотря на то, что данная программа показывается в общем списке, к сожалению зачисление по ней пока не открыто образовательной организацией. По вопросам обращайтесь:
+7(845)346-12-86
г Балаково, ул Титова, д 25А

Дополнительная общеобразовательная программа «Пешеходный туризм» относится к общеразвивающим программам, имеет туристско-краеведческую направленность, разработана для детей 11-15 лет, срок реализации 1 год. Программа имеет туристско-краеведческую направленность и уделяет большое внимание практической деятельности школьников, изучению природы родного края, что способствует развитию туристско-краеведческой деятельности учащихся.

В современном мире все больше углубляется процесс автоматизации и компьютеризации, многие современные дети вырастают оторванными от реальности, проводят время за компьютером и телевизором, передвигаются только на автобусах и автомобилях, и, как результат, вырастают несамостоятельными, физически слабыми и подверженными любым заболеваниям.

Существует и другая крайность: отрицательное влияние улицы и, как результат этого – детская преступность, вредные привычки, беспризорность.

Актуальность программы «Пешеходный туризм» заключается в том, что туристско-краеведческая работа – это важный способ передачи новому поколению накопленного человечеством жизненного опыта и материально-культурного наследия, нравственного оздоровления и культурного развития нации. Принимая во внимание, что будущее поколение страны в современных экономических условиях не должно терять нравственные ориентиры, скатываться в криминальную среду, алкоголизм и наркоманию, необходимо развивать туризм во всех его видах и формах.

Туризм способствует решению этих проблем. «Комнатные дети» благодаря занятию туризмом познают реальный мир, а «дети улиц» приобщаются к морально-нравственным ценностям и здоровому образу жизни. Таким образом, в современных условиях туризм становится важным средством формирования позитивных жизненных ценностей, интересов и стремлений; средством всестороннего развития личности ребенка.

Доктор педагогических наук, профессор, Заслуженный учитель РФ, Заслуженный путешественник России Константинов Ю.С. утверждает, что туризм, как ни одно другое направление дополнительного образования, одновременно решает важнейшие педагогические задачи – это комплексное воздействие на ребенка: воспитание, обучение, оздоровление, профессиональная ориентация, социальная адаптация; совершенствование взаимоотношений педагогов и учащихся через воспитательную среду туризма. В воспитательном значении туризма Константинов выделяет такие важные аспекты, как ответственная взаимозависимость коллектива, которая рождает серьезное отношение к жизни, к друзьям, взаимность в действии, подразумевающая установление правил, которым все должны следовать и индивидуальная ответственность каждого члена группы за свои действия перед другими.

В туризме реализуются воспитание, образование, оздоровление и развитие комплексно, в естественных условиях: передвижение с рюкзаком и преодоление естественных препятствий – физическое развитие; нахождение на свежем воздухе – оздоровление; необходимость переносить разнообразные погодные условия – закалка организма; красота окружающей природы – эстетическое воспитание; установка бивака, приготовление пищи, умение выполнять разнообразную работу – трудовое воспитание; взаимоотношения участников похода, необходимость взаимопомощи, дисциплины, ответственности – социальное и морально-нравственное воспитание; знакомство с природными богатствами своей страны, с ее историческими и культурными памятниками – патриотическое воспитание; приобретение новых знаний и полезного опыта – образование.

Актуальность программы «Пешеходный туризм» обусловлена тем, что проблема физического и патриотического воспитания детей, молодежи в последнее время находится в центре особого внимания государства и общества (государственная программа Российской Федерации «Развитие культуры и туризма» на 2013–2020 годы). Занятие туризмом становится важным педагогическим средством воспитания гражданственности и патриотических качеств подрастающего поколения.

Педагогическая целесообразность.

Привлечение учащихся к туристской, краеведческой деятельности позволяет сделать детей заинтересованными участниками образовательного процесса, субъектами воспитания. Подростковый туризм, становится значимым фактором воспитания, способствует перенесению основного акцента в образовательном процессе с восприятия и созерцания на созидание и саморазвитие подростка. Участие в создании материальной базы, подготовке к соревнованиям повышает самооценку учащихся, развивает информационные и коммуникативные компетенции, способствует развитию партнерских отношений со сверстниками, формирует социально ориентированные и гуманистические установки и жизненные смыслы. 

Отличительной особенностью программы является то, что большое внимание в программе уделяется изучению родного края, то есть учащиеся исследуют родной край по определенной теме, которую выбирают на первых занятиях и оформляют полученные знания в виде исследовательских работ.

Адресат программы: программа предназначена для детей в возрасте 11-15 лет.

Возрастные особенности

Младший подростковый возраст 11-12 лет – пограничный между детством и отрочеством.

Именно на границе перехода от младшего школьного к подростковому возрасту решаются специфические задачи личностного развития и взросления человека, идет интенсивное усвоение культурных ценностей, определяющих в дальнейшем его главные жизненные предпочтения.

Психологически этот возраст связан с постепенным обретением чувства взрослости. Путь осознания себя сложен, стремление обрести себя как личность порождает потребность в отчуждении от всех, кто до этого привычно оказывал на ребенка влияние. Внешне это отчуждение зачастую выражается в негативизме – стремлении противостоять любым предложениям, суждениям, чувствам взрослых. Отсюда такое количество конфликтов с взрослыми. При этом негативизм – первичная форма механизма отчуждения, она же является началом поиска подростком собственной уникальности, познания собственного Я.

Учитывая при этом физиологические особенности пубертатного возраста (рассогласование темпов роста и развития различных функциональных систем и т.п.), можно понять и крайнюю эмоциональную нестабильность. Очень важно в этот период жизни не предъявлять по отношению к подросткам завышенных требований, спокойно и уважительно относиться к тому, что успехов стало меньше, чем в 10 лет.

У подростка 11-12 лет снижается скорость оперативного мышления, ухудшается умственная работоспособность. Но эти явления носят кратковременный характер и вовсе не означают, что ребенок ленив, слаб интеллектуально или обладает плохим характером. Просто по объективным причинам он в настоящее время не может в должной степени контролировать и управлять собой.

В 11-12 лет подросток пытается определить свою роль и место в социуме. Приоритетным становится не учебная деятельность (что было характерно для младшего школьника), а общение, в котором на первое место выходит налаживание контактов со сверстниками. Самоощущение в среде одноклассников или товарищей по секции становится определяющим.

Старший подростковый возраст 13-15 лет часто называют отроческим, переходным, периодом «бури и натиска», «гормонального взрыва», сложным периодом, связанным с кризисами развития. В это время происходит переход от ребенка к взрослому во всех сферах – физической (конституциональной), физиологической, личностной (нравственной, умственной, социальной).

Этот возраст не без основания называют критическим. В этот период в формировании личности происходят существенные сдвиги, которые приводят порой к коренному изменению поведения, прежних интересов, отношений.

Продолжающийся пубертатный период и неравномерное физиологическое развитие подростка обуславливают многие его поведенческие реакции. Подростковый возраст характеризуется эмоциональной неустойчивостью и резкими колебаниями настроения (от экзальтации до депрессии). Поведение подростков зачастую бывает непредсказуемым, за короткий период они могут продемонстрировать абсолютно противоположные реакции. Эти изменения сопровождаются большими субъективными трудностями, возникающими у ребенка. Они вызывают у него сильные переживания, которые он не может объяснить.

Важность подросткового возраста определяется тем, что в нем закладываются основы и намечаются общие направления формирования моральных и социальных установок личности.

Условия набора в объединение

Набор детей в объединение производится с письменного согласия родителей или лиц, их заменяющих, при наличии медицинской справки о состоянии здоровья и отсутствии противопоказаний к занятиям туризмом.

Срок реализации дополнительной образовательной программы – 1 год. Учебный план рассчитан на 108 часов в год. Занятия туристско-краеведческой деятельностью носят многоступенчатый характер и предполагают разные уровни подготовки. Основной задачей данного модуля обучения является формирование устойчивого интереса у учащихся к выбранному направлению и закрепление их в группе. Процесс обучения на данном этапе направлен на укрепление здоровья, формирование представлений о географии края, его прошлом и настоящем, представления о туризме как виде спорта и одной из форм активного отдыха. Кроме того, в течение года учащиеся должны совершить не менее четырех-пяти  выходов на природу и двух однодневных походов, в которых они проявляют знания и умения, полученные на учебных занятиях.

Рекомендуемый минимальный состав группы первого года обучения 12-15 человек. При наборе учащихся следует формировать группу с превышением состава, так как существует естественный отсев членов объединения в период обучения.

Занятия проводятся со всей группой одновременно или в микрогруппах, в зависимости от темы и целей занятия.

Режим занятий. Учебные занятия проводятся в групповой форме, содержат теоретическую и практическую части. Занятия проводятся 3 раза в неделю по 1 часу. Продолжительность занятий 45 минут.



Цели и задачи

Цель программы – развитие интереса к туристско-краеведческой деятельности средствами освоения основ туризма.

Задачи программы

Обучающие:

  • обучить туристско-краеведческим и экологическим навыкам;
  • обучить основным правилам техники безопасности в городе, в лесу;
  • сформировать навыки работы в спортивном зале, на скалодроме, с веревками, системами, компасом и картой.

Развивающие:

  • развивать у учащихся физические качества;
  • развивать когнитивные качества личности, любознательность, эрудированность, пытливость.
  • создать условия для общения и сотрудничества в коллективе.

Воспитательные:

  • содействовать воспитанию интереса учащихся к занятиям туристско-краеведческой деятельностью;
  • содействовать воспитанию бережного отношение к природе;
  • способствовать умению формировать учащимися собственное мнение и самостоятельные взгляды на жизнь.
Нормы оснащения
- Спортивная форма (соответствующая видам деятельности) - требуется 15 комплектов на группу, используется 100% времени реализации программы;
- Демонстрационные пособия (плакаты: туристическое снаряжение) - требуется 20 комплектов на группу, используется 80% времени реализации программы;
- Веревка (альпинистская) - требуется 15 единиц на группу, используется 80% времени реализации программы;
- Библиотечный фонд (методические пособия) - требуется 5 единиц на группу, используется 100% времени реализации программы;
- Компас - требуется 15 единиц на группу, используется 100% времени реализации программы;
- Инвентарь для альпинизма: зацепы разного цвета с болтами, репшнуры, карабины, веревки, страховочные системы , жумары, магнезница, пантины, спусковые устройства - требуется 15 комплектов на группу, используется 80% времени реализации программы;
- Веревка (альпинистская, динамическая, сдвоенная) - требуется 15 метров на группу, используется 100% времени реализации программы.
Полный срок реализации программы: 1 год
Вид деятельности: Пеший туризм, Спортивный туризм
Форма обучения: Очная
Группы

II группа 1 год обучения Иванисенко А. В.
Обучение 01.09.2019 — 31.05.2020
Свободно сейчас мест: 15
Стоимость модуля по 31.05.2020: 2 730.45 ₽
Модуль: Пешеходный туризм
Расписание